"БЕГУЩИЙ НОЧЬЮ ПО СТЕПИ МОРОЗНОЙ ГОЛОДНЫЙ ВОЛК - ТОТ ПОНЯЛ БЫ МЕНЯ..."
СТАТЬИ
Е.Гришин

Статья о рокере Ю.Морозове (г.Ленинград)

статья из архива Саши-Художника

20 лет прошло с тех пор, как более 400 000 молодых людей собрались на берегу Белого озера в местечке Вудсток США, чтобы доказать людям - не всё то золото, что блестит. Грандиозный рок-фестиваль явился апофеозом молодежной субкультуры, которой многие предрекали скорый конец. К счастью, они ошибались.

Еще долгие годы после этого да и сейчас на дорогах Европы, Америки, Австралии, Азии можно увидеть современных дервишей, всё хозяйство которых и состоит-то из пёстрой одежды и холщевой сумки.

Но загляните в их мир, попробуйте понять, чем они живут. Немного воображения, и перед вами откроется то, о чём вы смели только мечтать. Это может оказаться первой ступенькой бесконечной лестницы познания всего окружающего, как материального так и духовного, которое сливается в единую сущность Абсолюта.

Творчество Юрия Морозова является как бы приглашением к этому необычному путешествию. Но можно ли быть проводником не зная дороги? В нашем случае, пожалуй, да; ведь уча мы учимся сами.

Много крови было пролито в этом путешествии по жизни. Одни находили конец в психиатрических больницах, другие, поныв бессмысленность своих поисков (как им казалось), сходили со сцены и грязли в целях житейских, третьи - жили в своем мире, только одним им понятном.

Слушая песни Юрия Морозова ты как бы отв путешествие по этому миру, который подчас выходит за рамки нашего сознания, ставя слушателя на уровень чувственного восприятия.

Иногда возникает состояние <пробел в тексте>, состояние того, что ты уже когда-то был "Странником Голубой Звезды", и что тебе знаком каждый куст в "Вишневом саду Джимми Хендрикса".

Я не отважусь сказать, что наш проводник не знает дороги. Большинство его песен являются плодом сопереживания с судьбами как отдельных личностей (Иисус Христос, Джон Леннон, Джимми Хендрикс) так и всего нашего мира в целом. Он как-то по особому чувствует себя его частицей, частицей мечущейся, впадающей из крайности в крайность.

Писать о Юрие Морозове не простое дело, а о его творчестве еще более трудное. Поэт, философ, художник, музыкант - всё это слилось воедино в более чем 60-ти его альбомах, альбомах - дневниках его души.

Не смотря на почти 20-летнюю творческую деятельность, а первый альбом "Ретроскоп" был записан в период с 1968 по 1971 г., Юрий Морозов был знаком довольно узкому кругу любителей рок-музыки.

Дело не в том, что альбомы его были плохи и не в том, что группа, которой впрочем, не было у него вовсе, не имела броского названия. Читать свои "дневники" во всеуслышание, заранее зная, что их мало кто близко примет к сердцу, а большинство осудят, дело не благодарное.

Наверное поэтому сложно было найтии постоянных музыкантов, единых с ним по духу, стоически воспринимающих всё, что творилось вокруг создания очередного опуса.

- "Запись "Вишневого сада Джимми Хендрикса" производилась дома со значительной затратой нервной энергии и продолжительными приступами бешенства по поводу технических неурядиц", - вспоминает Юрий Морозов.

- Со стороны запись смотрелась как цирковое представление. Обвешанный микрофонами, железным листом, опутанный проводами, в наушниках, держа в руках тросик включения записи в нужный момент, руки заняты гитарой, правая нога бьёт в бубен, который установлен на специальной подставке с пружиной, левая на регуляторе уровня эха или громкости. Рывком головы включаю запись, тут же мгновенно выплёвываю тросик изо рта и начинаю кричать, играть на гитаре, бить в бубен ногой и что-нибудь регулировать. Глядя на меня, многие бы, наверное, ужаснулись.

Иногда, захваченный очередной идеей, он работал по 12 часов.

- Только что вернувшись из Дьявольской бухты, весь покрытый нарывами, день и ночь сижу за гитарой, пишу тексты, музыку. Хочется сказать многое новыми красивыми словами.

А вот что он говорит после записи альбомов "Джаз ночью", 1978 г., "Сборник 1" и "Рок-2" - 1980г.

- Гитару к этому времени продал в один из приступов враждебности к музыке. Продолжение черного периода, разгар болезней - отрицания музыки. Я начинаю стыдиться брать в руки гитару."

Хотя этот диск оставляет впечатление наибольшего уровня профессионализма. К этому понятию он относится по-совему и открывает еще одну причину невозможности сосуществования Юрия Морозова с музыкантами-профессионалами.

- Я боюсь музыкантов-профессионалов. Они входят в храм музыки и звука одними и теми же коридорами. Мне с ними не по пути. Я всегда играю только с дилетантами и сам стремился быть дилетантом. Я только потому и играю, что я не музыкант в общепринятом смысле этого слова. Нотная бумага и запись кае-каких партий на ноты вызывали во мне приступы тошноты".

Обволакивая душу и тело лирика в одних композициях, тяжелые надрывные гитарные рифы в других, создают атмосферу сиюминутного присутствия, ощущения себя персонажем той или иной песни. Создается ощущение, что музыку и слова ты уже когда-то слышал, но не здесь, а там, за порогом своего сознания, там где как нигде происходит переоценка ценностей.

- Я почти не играл. Гитара играла сама и гораздо лучше меня. Опять жажда солнца и гармонии. Перепад состояний от ленты к ленте почти штормовой, - вспоминает он после записи альбома "Посвящение в красоту", 1979 г.

Известный переводчик зарубежной поэзии Евгений Витковский в одном из своих интервью сказал: "Переводчик - он есть и швец, и жнец, и на дуде игрец. Сегодня он на задворках цирка уточняет у старого жокея название упряжки, завтра зубрит словарь контрадмирала Самойлова, изучая термины морского дела, послезавтра он станет выяснять смысл выражения: "глаза зеленые как сапфир".

Слушая альбомы Юрия Морозова приходится перевернуть огромное количество литературы, чтобы постараться понять состояние души автора, чтобы разобраться в кажущемся хаосе звуков и необычных понятий как на альбомах "Необъяснимое" (1978г.), "Брахма Астра"(1979г.), "Китайская поэзия"(1980г.) и, как правило, твои труды бывают вознаграждены. Сколько людей открывали для себя утонченную красоту китайской поэзии или глубокий смысл индийской мифологии.

Иногда, как на альбоме "Китайская поэзия" (1980г.), тема захватывает автора настолько, что сама музыка отходит как-бы на второй план и после прослушивания записи невозможно удержаться от соблазна покопаться в произведениях Цзю Юаня, Ли Бо, Тао Юань Миня и так почти в каждой его теме.

- Наблюдая в себе некоторое одержание Древним Китаем, его беспримерной глубиной переживания сна жизни, с удовольствием играю фальшиво и неблагозвучно. Надоело. Гитару настраиваю кое-как.

И действительно, в какой-то мере работы Юрия Морозова можно сравнить с живописью Древнего Китая, каждое его "полотно" скупо в сових изобразительных средствах, но от этого усиливается значение не только каждой детали, т.е. каждой строфы, но и каждого слова.

Как для буддийских монахов живопись была одним из важных средств духовного самосовершенствования, так и для нашего поколения рок-музыка является отправной точкой познания мира и себя в первую очередь.

К великому сожалению только почти 20 лет спустя широкая публика получила возможность познакомиться с творчеством Юрия Морозова. Предлагаемый вам альбом "Представление" собран из старых и новых песен и записан на Ленинградской студии грамзаписис в 1987 г. самим автором.

Запаситесь терпением, откройте свою душу миру и вы почувствуете как заиграет каждая струна вашего существа, сначала тихо, почти не слышно, а затем... затем чувство гармонии заполнит всё окружающее и вы особо остро почувствуете смысл выражения: "не всё золото, что блестит"

Автор выражает благодарность А. Иосифову, М.Садчикову, Ю.Морозову за прямую и косвенную помощь в написании этого материала.




Авторы сайта выражают благодарность Алексею Лямину & The Beatles forever

Copyright © Нина Морозова 2017.