"БЕГУЩИЙ НОЧЬЮ ПО СТЕПИ МОРОЗНОЙ ГОЛОДНЫЙ ВОЛК - ТОТ ПОНЯЛ БЫ МЕНЯ..."
СТАТЬИ
Юрий Морозов: "Все было не зря"

Юрий Морозов - более чем известный музыкант и звукорежиссер, который начал заниматься музыкой еще в далеком 1968-ом году. Он столько всего сочинил! Наверное, не все его альбомы равноценны, однако я считаю, что Юрино музыкальное творчество пока еще не оценили по-настоящему. Одним кажется, что он не очень хорошо поет, другим тоже что-то кажется... Ни с кем не хочу я спорить, но думаю, (и более того, уверен в этом!) что у Юрия Морозова многие музыканты нашли бы чему поучиться.

Насколько я понимаю, ты сейчас продолжаешь заниматься переизданием старых своих альбомов...
Морозов:
Да, занимаюсь, но это, как бы, не так уж просто... Андрей Тропилло согласен издавать все, что у меня есть, но у него совершенно не налажена дистрибьюция выпускаемых его компанией альбомов, поэтому это его предложение хорошее, конечно, но не особенно интересное.

Я понимаю, ведь оно не сулит никаких доходов, потому что Тропилло ничего не платит тем, чьи записи он выпускает.
Морозов:
Доходов - это одно, а еще я знаю, что эти пластинки так и останутся или на складе Тропилло, или где-нибудь у меня... Не дойдет это до людей.

Да, почему-то Тропилло совершенно не занимается распространением...
Морозов:
Это трудно объяснить. Еще есть предложение через одного знакомого выйти с этими альбомами на Москву. А я сейчас заканчиваю такой пакет предложений своих, у меня же делается оформление, реставрация, прочее - работа большая, а альбомов много, и вот в данный момент все песенные альбомы практически почти сделаны, правда, еще много инструметальных- десяток альбомов, но их я пока оставил.

Ведь это все старинные и древние записи?
Морозов:
Какие-то есть очень древние, например, я восстановил одну концертную запись семьдесят седьмого года... Ну а другие, которые я делал в восьмидесятые, в девяностые, их же я записывал на аналоговые носители, а теперь перевожу в формат CD. Цифровая техника к нам пришла, все-таки, довольно поздно, а студия на "Мелодии" у нас всегда была аналоговая, чем она и славилась.

А что-нибудь новенькое намечается?
Морозов:
Я сейчас пишу новый альбом. Как обычно, работаю над новым материалом. Здесь все зависит от вдохновения, больше половины я сделал, а остальная работа может либо растянуться, либо я ее за три дня закончу.

А ты один записываешь новый альбом? Как в старые добрые времена?
Морозов:
Практически один, но какие-то партии, например, бас-гитара, мне уже неохота самому играть и я приглашаю... Вот Наиль Кадыров у меня сыграл, что-то на клавишах Чиж опять сыграл. Я не оказываюсь от сотрудничества, вот один блюзмен московский хочет страстно сыграть на моем альбоме, он давний почитатель моего творчества и я его, наверное, приглашу.

Но концертные выступления у тебя теперь редко происходят?
Морозов (со смехом):
Да кому нужен старый рокер? Ежели собрать людей, которые хотели бы меня услышать... Но их очень трудно собрать по разным причинам и, в основном, когда у меня были концерты, реклама давалась как-то отрывочно... Видимо, только огромные проекты хорошо рекламируются, но такие концерты, как Морозова или еще какого-нибудь раритетного монстра - это все кое-как...

Может быть, есть смысл поиграть в каких-нибудь клубах стабильных, где реклама идет автоматически - как программа деятельности клуба на определенный период времени...
Морозов:
А ты знаешь такие клубы?

RED CLUB, "Молоко"... еще пара-тройка других.
Морозов:
Меня они не очень привлекают. Там всюду своя тусовка и влезать в нее... Мне предлагали выступать регулярно в "Орландине" и я поначалу даже вроде заинтересовался, но потом... Это очень большая работа, а я как-то долго уже не выступаю. Надо поднять материал, да и ведь один выступать не будешь, нужна чья-то поддержка. Работа огромная, а отдачи от нее - я даже не про финансы говорю - даже моральной почти нет. И поэтому особого желания играть концерты у меня, честно говоря, нету.

Помимо музыкальных своих занятий ты, насколько мне известно, продолжаешь заниматься и литературным творчеством.
Морозов:
У меня один роман вышел, а еще три я написал, подготовил, перевел в цифровой вид, но еще не нашел такого хорошего издателя, который бы все это востребовал так, как мне хочется. А просто так, ради честолюбия где-то как-то напечататься - меня уже не устраивает. Хочется нормальное, качественное издание и чтобы не самому продавать...

Часто ли тебе приходится слушать музыку других исполнителей? Подавляющее количество российских музыкантов- из западных я лично никого не знаю - они толком не знают, что делают их коллеги, с которыми они быть может даже знакомы очень много лет?
Морозов:
На концерты я хожу весьма редко, хотя пока ездил с "чижами" (Юрий Морозов много лет работал звукорежиссером у группы ЧИЖ & Сo - примечание Джорджа) ходил и попадал на разные концерты - и сборные, и прочие, и был в курсе всегда. Ну а в данной ситуации, так как я сейчас более занят своими делами, я слушаю записи. Причем я их не ищу, и даже не рвусь слушать, но так получается, что все равно, люди то с одной, то с другой стороны их приносят, то молодые авторы, то молодая какая-то группа - чего-то они хотят от меня услышать решающее слово... или старые друзья-музыканты - Вадик Курылев, тот же Наиль... Так что слушаю, все время слушаю.

Что-нибудь тебя серьезно заинтересовало из того, что делают молодые?
Морозов:
Получается так: какие-то проблески есть очень интересные чего-то, то в какой-то вещи, то в аранжировке... Где-то - раз! И промелькнет нечто, и действительно удивит, но сказать про концептуальный диск или про что-то особенное в творчестве почему-то не получается... Вот старик Плант выпускает альбом, я не скажу, что он поражает меня сильно, но хотя бы нравится...

Ну, там все на месте.
Морозов:
Есть своя концепция, свое видение мира и когда ты входишь туда, то видишь, что все на своих местах... А у нас так получается, что люди как бы находят свое, но находят его... проблесками, что ли... а в основном идет то ли какая-то вторичность, то ли заимствованность, автоцитаты самих себя у тех, кто постарше. Так что сказать так, чтобы меня тотально кто-то удивил, не получается.

Сколько у тебя альбомов я не спрашиваю, я знаю, что их по меньшей мере шестьдесят, и что цифра эта возрастает...
Морозов:
Да, неуклонно...

Я понимаю, что все они не могут быть равноценными...
Морозов:
Они - разные. У меня в каждом почти альбоме стилистика в музыке меняется... То я фолком занимаюсь, то - джазом, то какие-то этнические элементы пытаюсь использовать, то - мистические...Поэтому альбомы и не могут быть равноценными.

А сейчас у тебя какой этап?
Морозов:
Я давным-давно интересовался крупными элементами музыки этнической и вот теперь я ввожу их в свои новые песни, они больше акустические. Ввожу элемент этники восточной. Раньше мне было это сделать довольно сложно, а сейчас, так как, сам понимаешь, компьютер - это чудо, где все можно совместить - вот таким образом я сейчас и действую, и мне кажется, что есть эксперименты довольно интересные. Эта мечта - все вместе как-то совместить - она меня всю жизнь, собственно, и преследовала, и я так где-то и экспериментировал, и у меня что-то получалось на каких-то этапах, ну а теперь я решил совершенно замесить, серьезно так... Тем более, что компьютер позволяет музыку как угодно сжимать, крутить, растягивать и что хочешь делать.

Если бы ты сейчас начинал заново заниматься музыкальным творчеством, то каких бы ошибок ты постарался бы избежать?
Морозов:
Когда я был совсем молодым, а рок-н-ролл здесь не находил применения, я мечтал сбежать из этой страны и играть там, где это нужно. У нас играли что-то вроде рок-н-ролла в шестидесятых, в семидесятых, но меня это только смешило. В те времена я мечтал играть такой бескопромиссный тяжелый рок. Думаю, что если бы я с тем запасом энергии, иллюзий, оптимизма сейчас бы взялся, то я бы просто сразу бы дернул в Америку, куда-нибудь в блюзовые области - в Мемфис, например, чтобы еще немножечко к первовисточникам там прикоснуться. А потом, может быть, вернулся бы и на Родину, со всем этим багажом. Ведь раньше так много было самопальных каких-то экспериментов, и не только в аранжировке и в композициях, но даже просто звук... Много лет мы все думали: "Да как же это у них так получается? Какие у них примочки...". А ведь это все никакие не примочки, это люди просто играют ручками. Просто ручками - и все! И это все пришло сюда довольно поздно, когда много времени потрачено было на какие-то идиотские изыскания, в силу того,что мы были малоинформированы. Железный занавес и вся вот эта хрень...

Когда ты ездил за кордон с Чижом,тебе удалось, наверное, неоднократно увидеть там достойных внимания исполнителей?
Морозов:
Ну естественно! В Гринвич-Вилледже я по клубам пошлялся с видеокамерой, отснял много концертов, причем люди такие, знаешь... Просто играют, без всяких там денег, бери просто пиво и слушай. То есть, это поражает воображение - что можно просто так слышать достаточно крутых музыкантов.

И что есть такая жизнь в клубах... У нас клубы-то все-таки... ну, сам понимаешь, что у нас... Особенно в Питере.
Морозов:
Я это знаю, да. Я же, когда еще ездил с Чижом по всей стране, разные клубы повидал. И в самых престижных клубах приходилось иногда работать - и на Дальнем Востоке, и где угодно. Ну, я уж не говорю про клубы в Лондоне или в Израиле..там приблизительно одна и та же атмосфера. Это русские клубы. А в фирменных, конечно... уж не знаю, чем это и как это объяснять, хотя и догадываюсь. Как в сказку вдруг входишь. Продымленный, какой-нибудь паршивый ночной клуб - и вдруг там такое звучит! Ужас!

И уж в такой ситуации поневоле начинаешь думать, что надо было вовремя покинуть российские пределы... А с другой стороны, в этом плане теперь уже ничего не исправишь. Вот лет бы N назад...
Морозов:
Думаю, еще и раньше бы стоило.

Я в таких случаях говорю, что попал под иллюзии перестройки.
Морозов:
Вот! Вот! Я точно так же жертва перестройки!

Но что об этом сейчас говорить... Все нужно было делать в свое время...
Морозов:
Да, все мы задним умом каким-то крепки, но жизнь идет своим неисповедимым путем и в конце концов, возникнет, все-таки, ощущение, что все было не зря. Я считаю, что одно из достижений возраста... вот многие сетуют на возраст,а я никогда, честно говоря, не сетовал, потому что страшно мне вспомнить, в каком я кучмаре таком, умственном, что ли, иллюзийном, пребывал в молодости. И насколько у меня сейчас спокойней в мозгах, я освободился от иллюзий и от разной ерунды.

Джордж Гуницкий, специально для РокмЬюзик.Ру



Авторы сайта выражают благодарность Алексею Лямину & The Beatles forever

Copyright © Нина Морозова 2017.