"БЕГУЩИЙ НОЧЬЮ ПО СТЕПИ МОРОЗНОЙ ГОЛОДНЫЙ ВОЛК - ТОТ ПОНЯЛ БЫ МЕНЯ..."
СТАТЬИ
ЮРИЙ МОРОЗОВ О РАБОТЕ С БГ

Когда: 1997 21 ноября
Название: Интервью с Юрием Морозовым.
Комментарий:
НЕТРЕЗВАЯ БЕСЕДА ПОСЛЕ УДАЧНОГО КОНЦЕРТА.

          "Я вам поставлю Юрия Морозова,
          Он вроде Кришны..."
                                      Майк Науменко


Леонид БАКСАНОВ: Юра, я понимаю, что мои вопросы могут показаться несколько странными, тем не менее, меня интересует твое нынешнее отношение к Борису Гребенщикову и его творчеству, и если можно, в сравнении с тем, что было в далекие 80-e годы.

Юрий МОРОЗОВ: В далекие 80-e трудно даже сказать было ли у меня отношение, потому что мы интересовались все-таки разными вещами и я как-то слабо воспринимал Аквариум. И потом, когда они стали более, более что ли, известные и от этого факта было не уйти, так и так я везде встречался и работал с ними потом, даже один альбом полностью писал, один - сводил с ними...

ЛБ: ...какой?

ЮМ: ..."Кострома Mon Амур" который называется, хотя Борис забыл мне подарить пластиночку... и много сталкивался уже с разными составами его музыкантов, он все время перебирал музыкантов, раньше-то у него были (кстати, первый состав, когда там Ляпин, Курехин - это был, конечно, суперсостав), ну ребята там как бы продолжали традицию. И когда Борис начал эксперименты с заграницей, стал писать альбомы (предыдущих два в Англии), я, кстати, послушал - по записи я особо так не впечатлился...

ЛБ: ...что не понравилось?

ЮМ: ...Я не скажу, что не понравилось, просто, казалось, что на студии у Annie Lennox - писали там вроде, они знакомы, могли что-то очень крутое записать. Но я знаю, что это зависит не только от студии, но и от музыкантов - видимо музыканты сами в тот момент не видели то, что нужно. Кстати, я работал с одним из музыкантов - его сольный альбом писал. Anthony Thistlethwaite такой. Да, я писал его альбом, а сводил он потом в Англии. Вот он тоже участвовал в альбоме Гребенщикова, там в Лондоне. Но последний проект - вот я слышал уже, я его сам не слушал, этот альбом - Чиж послушал то, что он в Америке с The Band'ом записал Боб Дилановским...

ЛБ: ... буквально на днях, я в Интернете читал, ну и как?

ЮМ:...я не слышал, слышал Чиж, он сказал, что он озадачился, как понять это, ни восторга и не разочарования, но озадачился...У Бориса есть горячие поклонники, а с чисто профессиональной точки зрения я сильно не восхищаюсь, но нормально, он нашел свою, действительно, глубокую нишу во всем этом процессе. Но просто, как профессионал я не нахожу там каких-то блестящих виртуозных моментов - глотки или гитары. Собственно в Аквариуме этого нет - ну побольше там поэзии или определенного настроения - вот это там есть...

ЛБ: Юра, вообще, для себя ты можешь выделить из творчества Аквариума то, что тебе больше всего нравится...

ЮМ: Из творчества Аквариума мне нравится более жесткий период, ранний, где это было более похоже на рок-н-ролл, а не на мелодекламацию стихов просто под музыку. Вот это мне больше нравится.
Какие-то есть находки во всем - я не могу так просто сказать, что нет, хоть я сильно на профессионализме сейчас повязан - определенные находки мне там нравятся, какие-то словесные изыски, правда, в некоторых я часто слышу какую-то вторичность текстов, там, типа Боба Дилана очень сильное влияние - переводи просто. С другой стороны, он не может быть без конца вторичным, он где-то сделал свои блестящие находки, поэтические. Этого никак нельзя забывать. В принципе, у меня отношение очень спокойное к Аквариуму. Очень спокойное...

ЛБ: Юра, как очевидец записи альбома "Кострома Mon Амур", можешь поведать какие-нибудь яркие впечатления людям несведущим?

ЮМ: Впечатления были какие. Борис, вообще, работает, не утруждая себя сильно. Он приезжает с утра на смену, направляет ребят что делать, у него все время молодые появлялись - я даже не помню, кто у него в тот момент барабанщик был, такой здоровенный парень. Забыл. Леша там Зубарев. В общем, с утра он дает задание всем и уезжает. Уезжает, ездит по делам, дает интервью, что-то там делает, может быть счета подписывает. Короче, к вечеру он приезжает и слушает, что ребята написали. Ребята иногда писали вещи очень интересные. Я там принимал участие в процессе, говорил вот так, так... То есть все здорово.
Приезжает Борис и начинает... Он понимает, что что-то произошло без него, он как бы устранен. И он хочет вписаться в процесс. Бывало так, что некоторые на самом деле крутые получались номера - он это все нафиг, и по новой делали, гораздо более вялые, на мой взгляд, менее интересные даже, но более Гребенщиковские... Вот такие были моменты. Он, может быть, прав, конечно, он хочет... но, с другой стороны, тогда уж участвуй с самого утра в процессе. Можно сказать, что, звездизм его в некоторой степени подпортил. Я не знаю, мы с ним так встречаемся эпизодически, раз в полтора-два года, но встречи, правда, бывают довольно тесными, скажем там, над альбомами работаем, но довольно редкими... Я не могу вспомнить конкретно каким он был там 4 года назад и какой сейчас, как бы нет такого последовательного наблюдения за ним... Ну естественно раньше он был, наверное, проще, хотя надо сказать, он, в отличии от эстрадных звезд, ведет себя довольно просто. Например, меня забрасывал (я - фанат старинной музыки 60-х годов, я люблю всю музыку, но у меня есть определенный пласт - там какие-то редчайшие группы 60-х годов, раритетные, которые выпускали иногда один альбом), вот у него эта богатая коллекция, как он прознал, он меня стал забрасывать CD'шками раритетными, причем, я даже не просил, просто так сказанул. В этом смысле, он очень прост в общении.

ЛБ: Юрий, кроме "Костромы Mon Амур" в самом начале Аквариума какие-то были пересечения, творческая помощь?

ЮМ: В самом раннем... помню я сводил, они были записаны на студии Тропиллы Андрея, на 8-канальнике, 3 песни я сводил... Сейчас скажу... Я уже не помню названия, " как много комнат, полных людей", вот это я сводил... а нет, мы дописывали сначала что-то, мы записывали Бутмана на саксофоне, Ляпина я писал, потом это мы все сводили, вот только 3 песни в раннем, совсем раннем... Еще перетаскивали пульт на студию Тропилло. Я, Гребенщиков, Тропилло, еще кто-то четвертый... Помню, мы, упираясь, потея, тащили куда-то на 5 этаж... Вот это самое раннее пересечение - год семьдесят, я не знаю, восьмой, девятый, точно не упомню. Ну, а потом на концертах, то там, то сям пересекались...

ЛБ: Нельзя сказать, что творчество Бориса повлияло как-то на твое собственное творчество?

ЮМ: Вот, никакой преемственности от Аквариума... Я могу сказать, что был у меня альбом "Смутные Дни", где мне подыгрывали ДДТ и какое-то влияние ДДТ в этот момент явно оказали на меня... А вот Аквариум - никогда...

ЛБ: А почему, другая музыка?

ЮМ: А какое-то другое настроение, то есть Борис мне не казался никогда драйвовым человеком, рок-н-ролльным по настоящему... Поет ли там, бард, ну как угодно, но вот именно рок-н-ролльного я в нем никогда, честно говоря, не чуял...
Если там в Шевчуке это было, как бы он иногда не пытался лавировать и между романсами цыганскими и чем угодно, но, все-таки рок-н-ролльная жила в нем мощная... А вот что-то в Борисе я этого, честно говоря, не чувствовал. Может оно есть, но я этого не почувствовал...

ЛБ: Юрий, вот сейчас хотелось бы поработать с Гребенщиковым в какой-нибудь хорошей английской студии, в качестве соавтора, может быть там, музыканта?

ЮМ: А почему нет? Я всякие проекты всегда с удовольствием воспринимаю. Например, когда я поработал с Antony, это была чистая авантюра, он, кстати, записал, на этот альбом и Гребенщикова голос, Шевчука, я там соло на гитаре сыграл у него в одной вещи... Вот такие проекты мне очень нравятся, когда люди с несколько другими укладами и культурными, и профессиональными... А почему? Интересно.

ЛБ: Юра, как ты считаешь, Борис Борисович - он растет с протяжением времени или плавно угасает?

ЮМ: Я, например замечал в последних дисках, в частности, текстах, самоцитацию... Это было много. В музыке, больше даже в технологии записи, тоже определенные приемы, которые из альбома в альбом... Я даже спросил... он обратные гитары без конца применяет, прием хороший, но часто применять... я спросил барабанщика Юру Николаева, когда они записывали новый альбом: "Обратные гитары есть?" Он говорит:" Есть". Все понятно. То есть, как бы, это все очень похоже.
Как угасает? По-моему, он вышел на какой-то определенный уровень, кстати в последние годы, с которого он не слезает. Этот уровень, скажем такой... Он стал хорошим мастеровым своего жанра и он определенные успехи в нем пожинает, но, возможно, чем-то невероятно новым он уже не удивит. Возможно. По крайней мере, меня он уже не удивляет, хотя раньше бывало, что какие-то то-ли словесные изыски, то-ли что-то там бывало...

ЛБ: Чем, чем удивил?

ЮМ: Я не скажу, что я прямо там потрясся, упал, ножками забил, но были определенные моменты ...например, вот я всегда писал, четко продумывая структуру аранжировки, мне было ясно - вот в этом эпизоде то-се, меня он в свое время впечатлил тем, что у него в голове никогда не было никакой аранжировки, ну, собственно, аранжировки всегда делали музыканты, они записывали полотно такое широкое - много-много каналов, и потом на сведении выбирали какие-то каналы, но это предполагало богатый выбор того, что может произойти с произведением в конце. У меня оно было уже запрограммировано, иногда даже на сведении я испытывал скуку, было неинтересно, то есть, это уже родилось, а как оно там...
А здесь процесс рождения еще продолжался, то есть такая технология, на первый взгляд она отдает дилетантизмом, а с другой стороны, это продолжает быть вечно живым произведением...

ЛБ: Можно сказать, что Борис капризен в работе, при сведении, при записи?

ЮМ: В принципе - да.

ЛБ: В чем это выражается?

ЮМ: Например, какие-то вещи... В принципе, он не профессионал-музыкант, скажем там, вот как профессионала музыканта я его всегда слабо воспринимал, иногда он говорил просто невероятные дилетантские вещи, и когда ему так тактично говоришь - вот тут вообще низковато, он говорил - фигня, там, типа, нормально, потому что там... он тоже прав - настроение там какое-то ловится, но фирмаки работают так, что они и настроение ловят, и классно играют, и поют. То, что у него там голос по четверть тонам часто бродит, особенно раньше, так это вообще, как бы... уже просто с этим свыклись. И это стало его своеобразной маркой фирменной... Но я до конца так и не свыкся с этим, у меня ухо просто так настроено, что у меня... просто происходит шок, когда я слышу лажи какие-то...

ЛБ: Юра, можно сказать, что ты, как человек, более продвинутый в музыкальном, техническом плане, не то что потерпел неудачу, но, можешь ли ты завидовать Гребенщикову, как человеку, который благодаря чему-то, не будем сейчас, хотя, может быть и есть смысл сказать, почему-то стал более популярен, более...

ЮМ:... ты знаешь, это вопрос совершенно как бы...он неуместен потому что я изложил свое кредо в книге...

ЛБ: ...что за книга?

ЮМ: ..."Подземный Блюз". Она уже два года как вышла, но, правда, практически она не распространяется, так как у меня там с издательством получилась заваруха - издательство распалось, рассыпалось, и, собственно, весь тираж лежит в подвале... В одном магазинчике продается, один-два-три экземпляра в день, но, так как было 5 тысяч, это лежит и лежит...

ЛБ: Надо сюда слать.

ЮМ: А кому здесь продать?

ЛБ: Ну, вот на концертах...

ЮМ: Короче, я, честно говоря, музыкантом или superstarom хотел быть только в 16-18 лет, в 25 я уже не хотел этого, то есть...

ЛБ: ...почему?

ЮМ: А меня не привлекала карьера музыканта. Мне интересно было писать музыку, производить эксперименты, а выступать на сцене мне было совершенно не интересно, то есть я давал иногда какие-то концерты, когда чувствовал, ну вот уже надо что-нибудь попробовать или новые музыканты у меня появлялись - у меня коллективов 5 было разных, кстати, не один не был удачным, кроме ДДТ, когда они подыгрывали - это был самый удачный коллектив. В принципе, я занимался для себя какими-то открытиями, экспериментами. И когда это стало известно широким массам, я сильно удивился, я на это никогда не рассчитывал, никогда не рекламировал себя, никогда не предлагал, никогда не ходил на телевидение, на радио, что делал Борис очень упорно...

ЛБ: ...тебя Майк хорошо прорекламировал в свое время...

ЮМ: ...да, я, кстати, сильно удивился тогда, думаю, чего это он за меня уцепился, я совершенно не та личность, которую надо шпынять. Не знаю, в общем, я занимался другим делом.
Я на сцену никогда не лез. Все мои выходы на сцену - у меня тут был концерт весною - меня вытащили Чиж и компания. Я с ними записал свой новый альбом...

ЛБ: ...как называется?

ЮМ: Называется - "На том берегу". Вот он с 1-го декабря пойдет в производство. Вытащили меня Чиж и Ко - я вообще руками-ногами упирался - зачем это. Давай, мы тебе подыграем, классные вещи там, то да се. Ну и сыграли концерт. Его услышал один человек, который занимается продюссерством Чижа. Он сказал: "Я даю деньги на альбом". Мы записали альбом быстренько. Так что это всегда происходит не по моей вине - я сижу спокойно - вдруг меня кто-то... To ДДТ меня вытаскивали в свое время - ну как вытаскивали - я просто не хотел играть, а Шевчук сорвал голос, говорит:" Давай, мы с тобой, чего мы сидим-просиживаем". Ну мы сделали программу - ездили год.

ЛБ: Я один твой альбом послал в Японию Моргану Фишеру. Знаешь такого музыканта?

ЮМ: Что-то знакомое, да...

ЛБ: Группа "Mott The Hoople". Одно время он с Борисом общался - не знаю, как они, созвонились недавно или нет... Юра, а если отбросить авторитеты, как специалист, профессионал звукозаписи, музыкант, композитор - что бы ты мог посоветовать Борис Борисычу с этой точки зрения?

ЮМ: Ну мне ли советовать. Во-первых, он никаких советов не примет – это совершенно точно...

ЛБ: ...ну абстрактно так, как человек, который бы мог изменить процесс в ту или иную сторону... лучшую сторону.

ЮМ: А, лучшую. Мне кажется, я просто в процессе работы наблюдал общение с музыкантами, вообщем он экономит на музыкантах, мне кажется, в данный момент, то есть, набирает молодых, безропотных ребят, которые не требуют больших денег, а если потребуют, то он их быстро выгонит, меняет... Просто не жалеть денег и работать... Не платить, вот, The Band' у, например, нет, это интересно, кстати, с кем-то поиграть, это - ладно, нормально, но, в принципе собрать опять какой-то сильный состав, не жалеть денег никаких, играть мощно и сильно, уже не производя там какие-то вялые эксперименты с рок-н-роллом, а именно рок-н-ролл давать.
Вот единственное, что я бы мог посоветовать. Они бы, кстати, его подтолкнули очень мощно энергетически - что я всегда чувствовал, когда с мощными музыкантами работал тоже. Тут завязка идет обоюдная. Я думаю, что он бы мог сделать еще один виток. Да я думаю, он догадается и сделает это обязательно. Вот ведь уже догадался с The Band'ом, например.

ЛБ: А возможен ли альянс Чижа и Гребенщикова?

ЮМ: А почему нет? И Чиж к нему с пиететом огромным относится, я думаю и Гребенщиков, он же исполнял его вещи в свое время, и Чиж его приглашал на первый альбом там даже что-то подпеть, в хоре там где-то... В этом-то как раз ничего удивительного нет, я думаю, с удовольствием оба воспримут.
Чиж - он контактный человек, идет на контакт с любыми музыкантами.

ЛБ: Ну ладно - спасибо большое.

ЮМ: Пожалуйста.

POST SCRIPTUM дополнение о книге "Подземный Blues"

ЮМ: ...те, кто читал - все, собственно, в восторге. Особенно поразил меня факт: есть такой Юрий Палыч Серебряков - дирижер оркестра, профессионал большой. Папа его играл в свое время с Ростроповичем в знаменитом трио, он пострадал в свое время от большевиков, и Юрий Палыч посидел в лагерьке, ну и сейчас работает, мы его как-то пригласили на запись Чижа и Ко - альбом "Полонез", я его пригласил, в конце там они сыграли. Валялся этот "Подземный Blues" на столе, Юрий Палыч открыл, сел и забыл про оркестр – он читал целый час, потом, весь дрожа, сказал: "Кто, где?" Ему сказали - вот. Он подошел и сказал, что ничего такого не читал, у него Довлатов друг в Нью-Йорке, он ему обязательно пошлет, ну мы с тех пор дружим уже теперь с ним.
И вот он всех своих знакомых интеллигентов забросал, но меня поражает, что я-то с точки зрения его глубокий дилетант. Человек - дирижер симфонического оркестра - он, когда теперь пишется у меня, я руковожу записью, даю там все указания по строю или скрипок, или еще там...старый пробитый рок-н-ролльщик...

ЛБ: George Martin питерский...

ЮМ: ...да, я управляю симфоническим оркестром, он слушает меня, просто как дитя. Это меня поражает.

ЛБ: Приятно?

ЮМ: Ну, не знаю. В принципе, я не гоню какие-то вещи, я действительно все знаю: что сказать и где сказать.

ЛБ: Юра, если это не проблематично - какой-нибудь контактный телефон дай. Я, может быть, позвоню...

ЛБ: Может быть, действительно, здесь продать его.

ЮМ: В разные города в свое время засылали, у меня был дистрибьютор, с ним там беда произошла, а ходить на поклон в торговлю...

ЛБ: ...нет, это надо просто конкретным любителям.

ЮМ: Конкретным. А я их не знаю, я и, собственно, никогда не занимаюсь этим. У меня лежит и лежит...

ЛБ: В принципе, доступ к тиражу у тебя есть. Если что, заказать сотку. Тысячу, конечно, маловероятно, но сотню...

ЮМ: Да нет, сотню, конечно, нормально было бы. Я думаю, она просто со свистом бы разошлась, потому что те, кто читает, у них глаза лезут на лоб: "Ё мое, а почему мы не знали? А где это?"

ЛБ: Благодаря этому разговору, может в Москве даже заинтересуются.

(c) 1997 Леонид Backsanov
(Екатеринбург, Russia, KKT "Космос", 21 Ноября 1997)




Авторы сайта выражают благодарность Алексею Лямину & The Beatles forever

Copyright © Нина Морозова 2017.