"БЕГУЩИЙ НОЧЬЮ ПО СТЕПИ МОРОЗНОЙ ГОЛОДНЫЙ ВОЛК - ТОТ ПОНЯЛ БЫ МЕНЯ..."
СТАТЬИ
И все-таки, как же часто люди даже и не подозревают о том, что в их городе рождаются настоящие легенды. Быть может, будущие великие музыканты, гениальные поэты, художники с мировым именем ходят с нами по одним и тем же улицам, сидят на соседних местах в маршрутках. Вот так в конце 60-х годов прошлого века жители тихого города Орджоникидзе в Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республике жили себе и не знали, что в составе рок-группы «Босяки» формировался как личность и как музыкант Юрий Морозов, ставший впоследствии легендой русской рок-музыки…

Юрий Васильевич Морозов родился 6 марта 1948 года в городе Белогорске Крымской области. В возрасте пяти лет Юра переехал с матерью во Владикавказ (тогда еще Орджоникидзе), причем, по его воспоминаниям, он тяжело переживал этот переезд. Но именно здесь, будучи еще школьником, он услышал у своих соседей по дому в районе Китайской площади записи The Beatles. С этого момента юный Морозов решил связать свою жизнь с рок-н-роллом и стал осваивать гитару.

После школы Юрий поступил в Северо-Кавказский горно-металлургический техникум, а в 1968-м стал студентом-заочником одноименного института (СКГМИ). Годом позже Юрий Морозов со своим рок-единомышленником в лице гитариста Александра (Кузи) Кузнецова собрал группу «Босяки». Это название подсказала Морозову его подруга Люси, которой впоследствии была посвящена одна из песен команды. Помимо перепевок хитов западных групп, «Босяки» также исполняли песни, написанные Юрием. Группа выступала на танцплощадках, участвовала в различных фестивалях города и имела успех у местной публики. Костяк «Босяков» в лице Морозова и Кузнецова также совершил несколько выездных выступлений, в том числе и в Ленинграде.

Уже тогда Морозов начал записывать на магнитофон свои композиции. Песни «Босяков» тех лет вошли в альбом «Ретроскоп-Босяки», и сегодня мы имеем уникальную возможность услышать записи одной из первых рок-групп Владикавказа.

«Орджоникидзевский» период творчества Морозова был необычайно сложным ввиду нестабильности состава «Босяков», да и рок-н-ролл в то время в Осетии был, мягко говоря, «в новинку»: Юрий Васильевич вспоминал, что попытки давать концерты под гитару на улице часто заканчивались драками.

В 1971 году Морозов переехал в Ленинград, где поступил на вечернее отделение политехнического института. Вскоре Юрий создал домашнюю студию, где вплотную занялся экспериментами в области звукозаписи и созданием своих студийных альбомов. В 1972-м он стал инженером Ленинградской студии грамзаписи, где трудился долгие годы над записями советских эстрадных исполнителей… и, конечно, над своими альбомами!

Начиная с альбома «Вишневый Сад Джими Хендрикса» (1973), записанного, как можно догадаться по названию, в стиле зарубежного «кислотного» рока 60-х, «загадочный и мистический Морозов», которого, в отличие от питерских рок-исполнителей тех лет, многие даже и в лицо никогда не видели и который записывал все инструментальные и вокальные партии самостоятельно путем многократного наложения, уже в 70-е годы стал поистине культовой фигурой русского рока. Вспоминает Юрий Шевчук: «Когда «ДДТ» еще базировались в Уфе, один наш знакомый, приехав из Питера, рассказал нам, что познакомился с самим Юрием Морозовым. Для нас это прозвучало так, словно он пожал руку Джону Леннону!» И это не было преувеличением…

Каждый его новый альбом производил фурор в музыкальной среде не только своеобразным взглядом на музыку и тексты песен, но и высокопрофессиональным уровнем звучания записей, которого он добился за время работы в Капелле (в здании которой и располагалась Ленинградская студия грамзаписи). Постепенно Юрий стал сотрудничать со многими питерскими музыкантами. С несколькими составами он периодически выступал.

К сожалению, Морозов, неудовлетворенный концертным воплощением своих музыкальных идей, на долгие годы вновь «ушел в запись», решив, что только в студийной атмосфере способен по-настоящему заниматься творчеством. Подобные случаи в истории рок-музыки уже бывали: например, с The Beatles, которые в 1965-м
приняли решение уйти от концертного психоза и работать только студийно, что давало им возможность экспериментировать со звукозаписью и развиваться дальше.

Морозов находился в постоянном творческом и духовном поиске, что отражалось в таких разноплановых альбомах с религиозно-философским уклоном, как «Апокалипсис» (1979), «Брахма Астра» (1979), «Китайская поэзия» (1980), «Евангелие от Матфея» (1980)… Позже Морозов продолжил «христианскую» линию в своей музыке.

Многочисленные магнитоальбомы Юрия Морозова расходились по всему Союзу невероятными тиражами. За оформление неизменно отвечала жена и главный единомышленник Юрия – Нина Морозова.

Его творчество и своеобразное видение музыки оказало огромное влияние на советских рок-музыкантов 70-х годов, а также на легендарного Андрея Тропило, создателя студии «АнТроп».

Однако в 80-х Морозов отдалился от остального музыкального мира Северной столицы, а позднее и от Ленинградского рок-клуба. Юрий Васильевич объяснял это прежде всего «идеологическими расхождениями». Многие рок-музыканты в то время пошли на уступки «системе», Морозов же всегда оставался настоящим бескомпромиссным рокером, так и не предавшим идеалы хиппизма, да и самого себя…

В конце десятилетия Юрий Васильевич работал над альбомами группы «ДДТ», с музыкантами которой его связывала настоящая дружба. Морозов также принял участие в их турне 1988 года, где ему помогала ритм-секция ДДТ-шников в лице басиста Вадима Курылева и ударника Игоря Доценко. Позднее Юрий собрал новую группу – ОГПУ им. Ю. Морозова (Оркестр гордых пулеметчиков).

В 1995 году вышел автобиографический роман «Подземный блюз», в котором Юрий Васильевич рассказывает о своем жизненном и творческом пути, начиная с детства и «орджоникидзевского периода».

Имя Юрия Морозова можно встретить на альбомах десятков именитых групп русского рока, но особенное место в этом списке занимает «Чиж и Ко». Юрий Васильевич работал практически над всеми альбомами команды, начиная с первого сольного альбома Чижа (Сергея Чигракова). Музыканты группы также участвовали и в записях музыки своего звукорежиссера. Кстати, в одном из своих недавних интервью Чиж связал свой затянувшийся творческий перерыв именно со смертью Морозова. «Мы-то с тех пор так ничего больше и не записали», – с горечью признается Сергей (свой последний альбом он выпустил в 2001 году, за пять лет до смерти Юрия Васильевича). Это говорит о том, насколько тонко чувствовал гениальный музыкант звук, с какой любовью и самоотдачей он работал над музыкой. Как видно, незаменимые люди все-таки есть…

Обидно, что творчество Морозова является не таким «раскрученным», как, например, музыка «Аквариума», «Кино», «Алисы» и других «легенд русского рока». Школьники слушают «Король и Шут», и если вы спросите их, знают ли они, кто такой Юрий Морозов, в ответ вы получите лишь пожимание плечами. Как говорит Нина Морозова в документальном фильме о Юрии «Рок-монолог» (реж. Владимир Козлов): «Юра палец о палец не ударил для того, чтобы стать по-настоящему знаменитым». Он просто был выше шоу-бизнеса и прочей шумихи, раздуваемой СМИ. В самом деле, нужно ли все это было человеку, который говорил в своих песнях правду и сочинял и записывал ту музыку, которую действительно хотел сочинять и записывать? Он был не просто музыкантом и звукорежиссером. Личность Морозова – это настоящая глыба, возвышающаяся над русским роком. Пожалуй, он и явил собой настоящий русский рок, переработав в себе влияния The Beatles, Jimi Hendrix Experience, Led Zeppelin, The Doors и придав западной рок-музыке то, что издавна называют «русским духом». И более шестидесяти альбомов в его дискографии только подтверждают это. Благо, большая их часть теперь доступна на компакт-дисках.

Я, как житель Владикавказа и рок-музыкант, горжусь тем, что родился и вырос в городе, в котором такой человек, как Юрий Морозов, впервые услышал «Битлов» и взял в руки гитару. Светлая Вам память и спасибо за Вашу музыку, Юрий Васильевич!



Михаил Дзиов



P.S. Выражаю огромную благодарность Нине Морозовой, откликнувшейся на мои искания и предоставившей диски и книги о Юрии Морозове.


Авторы сайта выражают благодарность Алексею Лямину & The Beatles forever

Copyright © Нина Морозова 2024.