"БЕГУЩИЙ НОЧЬЮ ПО СТЕПИ МОРОЗНОЙ ГОЛОДНЫЙ ВОЛК - ТОТ ПОНЯЛ БЫ МЕНЯ..."
ПЕРСОНАЛИИ
ГЕННАДИЙ ЗАЙЦЕВ

Первый летописец и хранитель традиций питерского рока, первый Президент легендарного Ленинградского Рок-клуба (в его биографии, вообще, довольно часто встречается эпитет "первый", хотя и не всегда в связи с историей отечественного рок-н-ролла), Геннадий Борисович Зайцев родился в Питере 26 июня 1954. Он приобщился к современной музыке и хиппистской философии под влиянием старшего брата Владимира (р.8.07.49), который был одним из первых в городе хиппи, с середины 60-х был тесно связан с тогда еще поп-движением и всячески способствовал его развитию: так, он вместе с компанией друзей и единомышленников освоил производство качественных и доступных по цене самодельных гитар - на одной из них, например, начинал играть основатель гр. « МИФы» - Сергей Данилов.

В 1971 Гена Зайцев закончил школу, год спустя, дабы не идти в армию, поступил в «Ленинградский Судостроительный Техникум», а в 1973г, вместе с братом создали, первый, тогда еще подпольный, поп-клуб, под названием «Ленинградский Клуб Любителей Музыки» - размещенный у них на квартире, дома, ставший объединением питерских групп, коллекционеров музыки, меломанов, начинающих журналистов, переводчиков, устраителей подпольных концертов и т.д. Ещё через год в их клубе появился студент Университета Юрий Байдак, который «пройдя инструктаж» начал занематься организацией подпольных концертов-сэйшенов.

С 1976 Зайцев первый и единственный, кто проявил инициативу и начал регулярно записывать группы, выступавшие на сэйшенах, собрав за следующие несколько лет впечатляющую и уникальную по своему содержанию коллекцию записей питерских (и не только) групп. С 1977 Поп-клуб (Гена Зайцев) устраивал подпольные просмотры записанных с финского телевидения клипов и концертов западных поп-рок-групп. Тем же летом Геной Зайцевым, была организована за городом, в Солнечном, первая в истории СССР, альтернативная, хиппи коммуна; осенью Зайцев – по инициативе Дюши Романова из гр.»Аквариум», организовал, на базе их подпольного клуба, издание первого в СССР независимого рок-журнала, по предложению Юрия Ильченко ( экс-«Мифы»), нареченного - "Рокси".

Хотя за деятельностью Зайцева пристально наблюдал КГБ (представители каторого его время от времени вызывали для проведения профилактических "воспитательных" бесед, однако, инкриминировать что-то конкретное так и не смогли), он не только поддерживал активность в коммуне (которая из Солнечного переехала сначала в Эстонию, а позднее на берега речки Гауя близ Риги) и собирал материалы о питерском роке, но и популяризовал его за пределами родного города. В частности, в 1978 Зайцев, как менеджер, впервые для Питера, устроил гастроли гр. «РОССИЯНЕ», в Тарту, Таллине и Москве. Он также методично рассылал записи питерской музыки по всей стране и даже на Запад.

В тот же период в ДК "Невский" (где тогда работал барабанщик гр. «АРГОНАВТЫ» Владимир Калинин, а сама группа играла на танцах) Зайцевым была произведена очередная попытка легализации поп-клуба, под именем - "Спектр", клуб собравший под своим крылом весь цвет самодеятельной журналистики и вполне официально проводивший лекции о ведущих западных рок-группах. В 1979 клуб переехал в ДК им. Ленина на "Пролетарской", где наряду с остальным, впервые был организован легальный обмен рок-пластинками и их продажа. Той же осенью по приглашению "Спектра" в Питер, и вновь впервые (!), из Таллина прибыла лучшая эстонская группа «MAGNETIC BAND», во главе с барабанщиком Гуннаром Грапсом, блпгодаря чему Эстонская эстрада получила площадки для выступлений вне Эстонии.

Со времён домашнего Поп-клуба середины 70-х Зайцев не оставлял попыток не только объединить питерских музыкантов на уровне личных контактов, но и придать такому объединению официальный статус. В ноябре 1979 в клубе РЖУ Красногвардейского района был открыт Экспериментальный Клуб-Лаборатория Популярной Музыки, в создании которого участвовали почти все подпольные менеджеры (Юрий Байдак, Татьяна Иванова, Александр Дрызлов, Сергей Иванов и т.д.), а также Гена Зайцев, который в ту пору пользовался колоссальным авторитетом в музыкальных кругах.

К сожалению, это объединение просуществовало не долго, но всего через год, в январе 1981, следующая попытка увенчалась абсолютным успехом, и в марте в Питере, «клуб братьев Зайцевых, он же все остальное, был легализован. Иными словами, было легалезованно подпольное, Питерское рок-движение, а Гена Зайцев был избран его Президентом. Правда, этот выбор «устроил не всех», и на следующий сезон, КГБ, выдавело Зайцева из совета клуба. Аргументацией послужил тот факт, что Гена единственный кто пошел против официального куратора клуба и его Совета, засщищая «Аквариум» и гр.»Россияне» от грозящего им исключения из клуба, либо запрета концертной деятельности. Он расстался с Рок-клубом и следующие несколько лет посвятил, главным образом, движению хиппи, хотя не терял контактов с рок-сообществом, успев за этот год , впервые в СССР, устроить радио трансляцию Питерских групп в Белорусии, Эстонии и Латвии.

В 1983 Гену Зайцева познакомили с находившемся чуть ли не на нелегальном положении лидером DDT Юрием Шевчуком. В 1985г. Гена устроил в котельной Лен. Ветеренарного института, где сам тогда работал, его первый питерский концерт, на котором дебютировал и Александр Башлачёв. С началом легализации рок-н-ролла Гена вернулся к музыке, став директором питерского состава DDT, устраивал им первые концерты, гастроли и контакты с масс медиа. В 1987 он принял деятельное участие в работе над документальным фильмом Петра Солдатенкова "Игра с неизвестным", куда с его подачи были приглашены DDT, Юрий Морозов, Александр Башлачёв и т.д. В марте 1989 Зайцев организовал DDT и АЛИСЕ приглашения на рок-фестиваль "Hungaro Carrot" в Венгрию, он же ввел их в ВААП, через каторое Шевчук, Кинчев, а затем и другие клубные авторы, начали получать свои авторские вознаграждения.

В том же году Зайцев расстался с DDT, около года работал исполнительным директором в «Ленинградского Товарищества Свободных Художников», а ещё позже занялся вопросами авторского права: ещё в 1986 Гена организовал первую встречу рок-авторов с ВААП (авторское общество СССР), в 1991 он открыл в Питере лэйбл «Эриотрэк» ( филиал первой независимой, официальной, издательской фирмы грам записей - московского «Эрио», куда спродюсировал на издание, первые законно изданные пластинки «Аукцион», «Настя», «Наутилуспампилиос», «ДДТ»), под которым выпускал на кассетах записи ЗООПАРКА, АВТОМАТИЧЕСКИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ, Юрия Наумова, Сергея Курёхина, Башлачева и т.д., а в 1996 создал и возглавил Региональное Авторское Учреждение "Центральное".

В настоящее время Зайцев занимается сохранением и предоставлением своих обширных архивов и фонотеки, которые хранит десятки часов никогда не издававшихся записей - как звёзд питерского рока, так и тех, чьё имя сегодня можно найти разве что на страницах этой книги.

А. Бурлака.
Авторы сайта выражают благодарность Алексею Лямину & The Beatles forever

Copyright © Нина Морозова 2017.